ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ  ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ

Виртуальный концертный зал в работе с детьми с ОВЗ

Вообще, музыка — вершина всех искусств.

Потому что в ней нет вербальности, нет изобразительного ряда,

а есть только обертоновая волна Вселенной,

в которой заложены коды бессмертия, коды гениальности,

коды человеческого развития...

Михаил Казинник

Всероссийский виртуальный концертный зал — знаковый проект Министерства культуры Российской Федерации, одно из ключевых достижений в формировании «открытого культурного пространства» России. Виртуальный концертный зал - это проекция филаромнической концертной деятельности в интернет пространстве. Благодаря специально оборудованным залам обеспечивается возможность для жителей отдалённых территорий в режиме реального времени присутствие на филармоническом концерте. Возможности виртуального концертного зала на уровне дошкольного образования впервые в Свердловской области реализовал МАДОУ № 43 города Сухой Лог. В апреле 2016 года воспитанники детского сада «открыли» первые странички «Моей музыкальной  азбуки» - большого совместного со Свердловской государственной академической филармонией  виртуального проекта, который изначально имеет название "РИТМ" (Реабилитация, Инклюзия, Творчество, Музыка) и был специально разработан для слабослышащих  детей, обучающихся  Центра "ЦПМСС "ЭХО" (г. Екатеринбург).

Содержание  проекта составляют видео занятия - «Филармонические уроки» – это серия культурно-просветительских музыкальных видеопрограмм, представляющих собой логически выстроенный динамичный рассказ о музыке в доступной для аудитории форме. Филармонические видео занятия созданы на базе каталога записей Виртуального концертного зала Свердловской филармонии. Зрелищность, увлекательная форма, эффект присутствия в концертном зале, возможность «заглянуть за кулисы» – все это является неотъемлемой частью каждого выпуска «Уроков».

За время работы в рамках проекта «Виртуальный концертный зал в детском саду»  представления о совместном со Свердловской   государственной филармонией музыкальном проекте расширились с позиций  логопедического сопровождения детей с нарушениями речи. За период с апреля 2016 года на материале произведений С. Прокофьева «Петя и волк», П.И. Чайковского «Детский альбом», К. Сен Санса «Карнавал животных» происходило системное «погружение» детей в классические музыкальные произведения. Как? Первое знакомство с «домом, где живёт музыка», кто её пишет и исполняет, происходит на «филармонических занятиях» в музыкальном зале детского сада. А дальше, музыка сопровождает дошколят всюду: при подготовке к празднику, в историческом квесте по детсадовскому  музею «Русская изба», где царит атмосфера и интерьеры времени, когда П.И. Чайковский писал «Русскую песню» и «Комаринскую». «Карнавал  животных» К. Сен-Санса становился явью на виртуальных экскурсиях по столичному зоопарку и в детсадовский уникальный зооуголок, в изостудии, в спортивном зале, театральной студии обеспечивая развивающий  эффект. Работа по пьесе С. Прокофьева «Петя и волк» подарила воспитанникам яркие впечатления от музыкально-исторического экскурса во времена пионера Пети, театрализованного представления. Затем,  музыка «перетекала» в кабинеты специалистов и становилась не просто фоном, а основой для циклов занятий у логопеда,  психолога. Итогом работы в данном проекте стало участие детей, в том числе и речевыми нарушениями, в озвучивание интерактивной книги, которая размещена на сайте детского сада и доступна к использованию родителями для семейного досуга. Театральная постановка с практикой публичного выступления, закрепления правильных речевых навыков, развитие творческих способностей детей и т.д., выставки рисунков, экскурсии и выступления на сценах музыкальной школы.

Таким образом, музыкальная классика становилась своеобразным фоном, помогающим «особому» ребёнку не только учиться чувствовать симфоническую музыку, расширять знания детей о музыке,   формировать  интерес к классическим произведениям. В таком погружении у ребёнка-логопата эффективнее формировались навыки правильной речи. По словам современного нейрофизиологоа и психолингвиста Татьяны Владимировны Черниговской, «музыка включает «бриллиантовые» зоны мозга». Но для достижения максимального результата коррекционной работы важно ещё одно важное условие - объединение усилий семьи, всех специалистов,  педагогов дополнительного образования  и чёткое координирование коррекционного процесса детей  с ОВЗ.