ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ  ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ

 Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растёт ребёнок.

  Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:

-определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

-правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

-развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;

-формирование потребности в общении.

 Овладение речевой деятельностью предполагает формирование способности говорить и понимать.

 Как ребёнок учится говорить?

Механизмы начальных этапов овладения этапов овладения ребёнком языка, протекающие чаще всего через общение с матерью, до последнего времени во многом оставались непостижимой загадкой. Эти этапы становления умения говорить являются общими для детей во всех культурах. В отсутствии патологии и при регулярном общении и нормальном окружении каждый ребёнок к 5-6-ти годам развивает без каких-либо сознательных усилий и формального обучения либо инструктирования полную и богатую языковую способность. Многие особенности развития системы языка запрограмированы, хотя  запускающий опыт необходим, чтобы привести систему в действие и определить специфические её свойства в рамках языка конкретной национальной культуры.

Ребёнок рождается, не зная языка, но располагает сенсорными восприятиями, и его мозг организует эти сенсорные восприятия в соответствии с тем, что диктуют присущие ему врождённые структуры. Установлено, что в слуховой коре мозга человека имеется область, предназначенная для восприятия человеческого голоса.

Как и любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Дефекты звукопроизношения- ещё не катастрофа, их исправит логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Если мы не считаем ребёнка интересным собеседником -его речь не будет полноценной.