ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ  ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ

    Виртуальный концертный зал в работе с детьми с ОВЗ

    Всероссийский виртуальный концертный зал — знаковый проект Министерства культуры Российской Федерации, одно из ключевых достижений в формировании «открытого культурного пространства» России. Это проекция концертной деятельности филармонического зала в интернет пространстве. Благодаря специально оборудованным залам обеспечивается возможность для жителей отдалённых территорий в режиме реального времени присутствие на филармоническом концерте. Возможности виртуального концертного зала на уровне дошкольного образования впервые в Свердловской области реализовал МАДОУ № 43 г Сухой Лог. В апреле 2016 года воспитанники МАДОУ № 43 города Сухой Лог были «открыли» первые странички «Моей музыкальной  азбуки» - большого совместного со Свердловской государственной академической филармонией  виртуального проекта, так  был апробирован  проект "РИТМ" (Реабилитация, Инклюзия, Творчество, Музыка) изначально специально разработанный для слабослышащих  детей, обучающихся  Центра "ЦПМСС "ЭХО" (г. Екатеринбург). 

    Содержание  проекта составляют видео занятия - «Филармонические уроки» – это серия культурно-просветительских музыкальных видеопрограмм, представляющих собой логически выстроенный динамичный рассказ о музыке в доступной для аудитории форме. Филармонические видео занятия созданы на базе каталога записей Виртуального концертного зала Свердловской филармонии. Зрелищность, увлекательная форма, эффект присутствия в концертном зале, возможность «заглянуть за кулисы» – все это является неотъемлемой частью каждого выпуска «Уроков». Филармонический материал был адаптирован для воспитанников с ОВЗ. 

    За время работы в рамках проекта «Виртуальный концертный зал в детском саду»  удалось  расширить  представления о совместном со Свердловской      филармонией музыкальном проекте, с позиций  коррекционной педагогики. За период с апреля 2016 года на материале произведений С. Прокофьева «Петя и волк», П.И. Чайковского «Детский альбом», К. Сен Санса «Карнавал животных» происходило системное «погружение» детей в классические музыкальные произведения. Как? Первое знакомство с «домом, где живёт музыка», кто её пишет и исполняет, происходит на «филармонических занятиях» в музыкальном зале детского сада. А дальше, музыка сопровождает дошколят всюду: при подготовке к празднику, в историческом квесте по детсадовскому  музею «Русская изба», где царит атмосфера и интерьеры времени, когда П.И. Чайковский писал «Русскую песню» и «Комаринскую». «Карнавал  животных» К. Сен-Санса становился явью на виртуальных экскурсиях по столичному зоопарку и в детсадовский уникальный зооуголок, в изостудии, в спортивном зале, театральной студии обеспечивая развивающий  эффект. Работа по пьесе С. Прокофьева «Петя и волк» подарила воспитанникам яркие впечатления от музыкально-исторического экскурса во времена пионера Пети, театрализованного представления. Затем,  музыка «перетекала» в кабинеты специалистов и становилась не просто фоном, а основой для циклов занятий у логопеда,  психолога. Итогом работы в данном проекте стало участие детей в озвучивание интерактивной книги, которая размещена на сайте и доступна к использованию родителями для семейного досуга. Театральная постановка с практикой публичного выступления, закрепления правильных речевых навыков, развитие творческих способностей детей и т.д., выставки рисунков, экскурсии и выступления на сценах музыкальной школы.

    Таким образом, музыкальная классика становилась своеобразным фоном, помогающим «особому» ребёнку не только учиться чувствовать симфоническую музыку, расширять знания детей о музыке,   формировать  интерес к классическим произведениям. В таком погружении у ребёнка-логопата эффективнее формировались навыки правильной речи. Как говорит наш современник, известный нейрофизиолог и психолингвист Татьяна Владимировна Черниговская, «музыка включает «бриллиантовые» зоны мозга». "Виртуальныйц концертный зал ..." позволяет выстраивать коррекционную работу по основным направлениям:

    •   коррекция психоэмоциональной сферы;

    •   коррекция сенсомоторной сферы;

    •   коррекция и развитие речевых процессов;

    •   познавательное и художественно-эстетическое развитие. 

    Успешность филармонического проекта зависит ещё от одного важного условия - объединение усилий семьи и всех специалистов,  педагогов дополнительного образования  при чётком координировании коррекционного сопровождения детей  с ОВЗ.